Простая версия сайта

Настройки отображения

Размер шрифта:
Цвета сайта
Изображения

Параметры

 

  С Вашими детьми работают воспитатели:

Леонтьева Анжела Валентиновна  

Образование высшее педагогическое, стаж педагогической работы 23 года, вторая квалификационная категория; 

 

Почекунина Мария Вячеславовна, молодой специалист, стаж 2 года.

Учитель логопед :

Павлюкова Наталья Вячеславовна

Образование высшее педагогическое, стаж работы 23 года, первая квалификационная категория;

 

Роль артикуляционной гимнастики

в коррекционно-логопедической работе 

Звуки речи образуются в результате сложного комплекса движений артикуляционных органов – кинем. Выработка той или иной кинемы открывает возможность освоения тех речевых звуков, которые не могли быть произнесены из-за её отсутствия. Мы правильно произносим различные звуки, как изолированно, так и в речевом потоке, благодаря силе, хорошей подвижности и дифференцированной работе органов звукопроизносительного аппарата. Таким образом, произношение звуков речи – это сложный двигательный навык.

Уже с младенческих дней ребёнок проделывает массу разнообразнейших артикуляторно-мимических движений языком, губами, челюстью, сопровождая эти движения диффузными звуками (бормотание, лепет). Такие движения и являются первым этапом в развитии речи ребёнка; они играют роль гимнастики органов речи в естественных условиях жизни. Точность, сила и дифференцированность этих движений развиваются у ребёнка постепенно.

Для чёткой артикуляции нужны сильные, упругие и подвижные органы речи – язык, губы, мягкое нёбо. Артикуляция связана с работой многочисленных мышц, в том числе жевательных, глотательных, мимических; процесс голосообразования происходит при участии органов дыхания (гортань, трахея, бронхи, лёгкие, диафрагма, межрёберные мышцы). Таким образом, говоря о специальной логопедической гимнастике, следует иметь в виду упражнения многочисленных органов и мышц лица, ротовой полости, шеи, плечевого пояса, грудной клетки.

Метод воспитания звукопроизношения путём специфической гимнастики признан целым рядом известных теоретиков и практиков, специализирующихся по расстройствам речи (М. Е.Хватцев, О. В.Правдина, М. В.Фомичёва и другие).

Артикуляционная гимнастика – это совокупность специальных упражнений, направленных на укрепление мышц артикуляционного аппарата, развитие силы, подвижности и дифференцированности движений органов, участвующих в речевом процессе.

Цель артикуляционной гимнастики – выработка полноценных движений и определённых положений органов артикуляционного аппарата, умение объединять простые движения в сложные, необходимых для правильного произнесения звуков. Артикуляционная гимнастика является основой формирования речевых звуков – фонем – и коррекции нарушений звукопроизношения любой этиологии и патогенеза; она включает упражнения для тренировки определённых положений губ, языка, мягкого нёба, необходимых для правильного произнесения, как всех звуков, так и каждого звука той или иной группы.

Для выработки методики логопедической гимнастики важен учёт особенностей возрастной моторики. Так, методика воспитания речевых движений у маленького, ещё не говорящего ребёнка строится по следующему принципу: работа звукопроизносительного аппарата развивается и упорядочивается путём воспитания ритмических движений на базе уже имеющихся у ребёнка автоматических движений, с которыми физиологически связана речевая функция. Эти неречевые движения, сформировавшиеся из безусловных реакций, превращаются в речевые, в условные.

Выполняйте с ребёнком ежедневно перед зеркалом следующие упражнения: 

Учимся широко и спокойно открывать и закрывать рот

Повторяем упражнение 3—5 раз. Даем ребенку время для отдыха и расслабления. Предлагаем сглотнуть слюну. Вновь повторяем упражнение 3—4 раза. 

Учимся делать упражнение «Орешек»

При закрытом рте упираем напряженный кончик языка то в левую, то в правую щеку. Выполняем 6—8 раз. Затем даем ребенку время для отдыха и расслабления, предлагаем сглотнуть слюну. Повторяем упражнение 3—4 раза. 

Учимся делать упражнение «Улыбка»

Широко разводим уголки губ, обнажив сжатые зубы. Возвращаем губы в спокойное положение. Даем ребенку время для отдыха и расслабления. Предлагаем сглотнуть слюну. Повторяем упражнение 3—4 раза. 

Учимся делать упражнение «Хоботок»

Вытягиваем губы вперед, как для поцелуя, держим в таком положении 3—5 секунд. Возвращаем губы в спокойное положение. Даем ребенку время для отдыха и расслабления. Предлагаем сглотнуть слюну. Повторяем упражнение 3—4 раза. 

Учимся делать упражнение «Хомячок»

Предлагаем малышу надуть щеки при закрытом рте и подержать в таком положении 3—5 секунд, а потом выдохнуть, расслабиться, сглотнуть слюну. Повторяем упражнение 3—4 раза. 

Учимся делать упражнение «Лопата»

Широко открываем рот. Кладем мягкий спокойный язычок на нижнюю губу. Задерживаем на 3—5 секунд. Убираем язычок. Даем ребенку время для отдыха и расслабления, предлагаем сглотнуть слюну. Повторяем упражнение 3—4 раза. 

Учимся делать упражнение «Котенок лакает молоко»

Широко открываем рот, делаем 4—5 движений широким языком, как бы лакая молоко. Закрываем рот. Убираем язычок. Даем ребенку время для отдыха и расслабления, предлагаем сглотнуть слюну. Повторяем упражнение 3—4 раза. 

Учимся делать упражнение «Чашечка»

Широко открываем рот, кладем широкий язык на нижнюю губу, загибаем края языка «чашечкой» и медленно поднимаем ее за верхние зубы. Затем предлагаем ребенку опустить язычок, закрыть рот, расслабиться, сглотнуть слюну. Повторяем упражнение 3—4 раза. 

Учимся делать упражнение «Качели»

Широко открываем рот, кладем на нижнюю губу спокойный расслабленный язык, переводим его на верхнюю губу, возвращаем на нижнюю, снова поднимаем на верхнюю. Выполняем 6—8 раз. Убираем язычок, закрываем рот. Даем ребенку время для отдыха и расслабления, предлагаем сглотнуть слюну. Повторяем упражнение 3—4 раза. 

Учимся делать упражнение «Иголочка»

Широко открываем рот, приподнимаем и вытягиваем вперед тонкий язычок. Фиксируем положение на 3—5 секунд. Убираем язычок, закрываем рот. Даем ребенку время для отдыха и расслабления, предлагаем сглотнуть слюну. Повторяем упражнение 3—4 раза. 

Учимся делать упражнение «Маятник»

Открываем рот, растягиваем губы в улыбку, вытягиваем язык, напрягаем его, касаемся острым кончиком языка то левого, то правого уголков губ. Следим, чтобы язык двигался по воздуху, а не по нижней губе, чтобы не качалась нижняя челюсть. Выполняем 6—8 раз. Убираем язычок, закрываем рот. Даем ребенку время для отдыха и расслабления, предлагаем сглотнуть слюну. Повторяем упражнение 3—4 раза. 

Учимся делать упражнение «Вкусный мед»

Широко открываем рот, острым кончиком языка проводим по верхней губе слева направо и обратно. Следим за тем, чтобы не двигалась нижняя челюсть. Выполняем 6—8 раз. Убираем язычок, закрываем рот. Даем ребенку время для отдыха и расслабления, предлагаем сглотнуть слюну. Повторяем упражнение 3—4 раза. 

Учимся делать упражнение «Мостик»

Открываем рот. Выгнув спинку языка, упираем его кончик в нижние зубы изнутри рта. Удерживаем в таком положении 3—5 секунд. Медленно сближаем и сжимаем зубы, закрываем рот. «Мостик» стоит за закрытыми зубами. Затем предлагаем ребенку выпрямить язычок, расслабиться, сглотнуть слюну. Повторяем упражнение 3—4 раза. 

Учимся делать упражнение «Орешек»

При закрытом рте упираем напряженный кончик языка то в левую, то в правую щеку. Выполняем 6—8 раз. Затем даем ребенку время для отдыха и расслабления, предлагаем сглотнуть слюну. Повторяем упражнение 3—4 раза.

 

УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ МЫШЦ ПЛЕЧЕВОГО ПОЯСА 
1. Поднимание и опускание плеч. При поднимании — вдох через нос, при опускании — выдох через рот. 
2. Поднимание и опускание плеч поочередно. При поднимании — вдох через нос, при опускании — выдох через рот. 
З. Вращение плеч (руки опущены) спереди назад и обратно. При поднимании плеч — вдох через нос, при опускании — выдох через рот. 
4. Разнообразные движения руками: в стороны, вверх, вращение, плавательные движения и т. п. При развертывании грудной клетки —вдох, при опадании — выдох с произнесением гласных звуков.

УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ МЫШЦ ШЕИ 
Исходное положение — стоя или сидя, спина и шея прямые. 
1- Повороты головы в стороны. При повороте вдох носом, при возврате в исходное положение — выдох ртом. 
2. Наклонить голову вперед - вниз поднять в исходное положение и откинуть назад (вдох ртом), вернуться в исходное положение (выдох ртом). 
3. Повороты головы в стороны: налево (выдох носом), прямо (вдох ртом), направо (выдох носом), прямо (вдох ртом). Движения 1, 2, 3 сначала выполняют без сопротивления, затем — с сопротивлением руки, упирая ее кистью или кулаком в соответствующую часть головы в противоположном движению направлении. 
4. Вращение головы слева направо и наоборот. Вдох носом, выдох ртом на полном повороте. 
5. Поднимание и опускание головы с сильным нажатием подбородка на кулаки обеих рук. 
6. Ладони к ушам; наклоны головы в стороны с сопротивлением рук. 

7. Опускание, запрокидывание, повороты головы с произнесением звукова-э-и-о-у. 
8. Круговые движения головой. 
9. Круговые движения головой с произнесением на выдохе гласных звуков.

 

Подготовила воспитатель: Леонтьева Анжела Валентиновна

 

Родительский клуб озорные язычки.